Стратегическая сессия — понятие, которого, к сожалению, нет в словаре Даля, и откуда пошел этот термин, вы не найдете. Ведь каждый консультант или группа консультантов, которые проводят стратегические сессии, впихивают в это понятие свое понимание и свое видение.
У нас в UP business также есть стратегические сессии — консалтинговый продукт для группы ключевых сотрудников компании и собственников, который мы также реализуем в соответствии со своим видением.
Ниже я выделил основные виды стратегических сессий на российском рынке консалтинга и разобрал, насколько они, по моему опыту, работают.
Это одна из самых популярных услуг на рынке и при этом, на мой взгляд, одна из самых бессмысленных, не стоящих вашего времени и денег.
Стратегическое видение — не предмет обсуждения большого количества сотрудников компании. По сути, стратегия — один из немногих кусков функционала собственника, которые бессмысленно кому-либо делегировать (два других — люди и безопасность). Все остальное делегируемо на том или ином уровне развития компании.
Чтобы прописать стратегию, стратегическая сессия точно не нужна. Потенциально может помочь серия консультаций с экспертами, практиками рынка — личных или вместе с ключевой командой. Но это консалтинг. Это не стратегическая сессия. Нет ни малейшего смысла проводить совместные сборы по разработке стратегии с приглашенным консультантом, если это не практик. А 99% консультантов, которые предлагают свои услуги — к сожалению, оторванные от практики, от земли люди, которые зарабатывают инфобизнесом. Вероятно, когда-то необходимый вам опыт у них был, но сейчас единственный источник их заработка — консалтинговые услуги.
Чтобы получить инсайдерскую информацию с рынка, лучше брать не профессиональных консультантов, а практиков. Например, мы собираем топовых сотрудников с рынка труда. Неважно, сколько они стоят, мы покупаем у них консультацию — возможно, первую, которую они окажут за свою жизнь. Этот наш продукт называется «экспертный совет», и он действительно может помочь со стратегией.
При этом большинство компаний, которые предлагают стратегическую сессию на рынке консалтинга, допускают еще одну фундаментальную ошибку: говорят о стратегии и целях, а не о системе их достижения.
Я поясню. Цели связаны с результатами, которых вы хотите достичь. А система — с процессами, которые ведут к этим результатам. Например, цель вашей компании — занять 20% доли рынка, а система — то, как вы отбираете сотрудников, обучаете, вовлекаете в ценности компании и так далее.
Если вы будете игнорировать цели и сосредоточитесь только на совершенствовании систем в вашем бизнесе, то, скорее всего, целей вы достигнете. Но если сосредотачиваться на цели (например, рассылать цели каждому сотруднику компании, печатать на больших плакатах, развешивать при входе) — то с высокой долей вероятности вы получите очередной список целей, которые не были достигнуты. Как пример: у победителей и проигравших на Олимпийских играх всегда одинаковые цели — завоевать золотую медаль. И отличает победителя от проигравшего точно не цель, а правильная система достижения результатов.
Поэтому «правильная» стратегическая сессия — это то, что помогает под поставленную вами как собственником цель сформировать систему процессов. Таких, с которыми и цели, и команда сами позаботятся о себе. Я не говорю, что цели бесполезны — они нужны, чтобы задавать направление. Но достичь прогресса позволяет именно система.
Это то, чем и должна являться корректно проведенная стратегическая сессия — приземление стратегии до уровня исполнителей, разработка системы действий для достижения целей. Эту механику мы в UP business реализуем и проводим её по нашей технологии контекст-менеджмента, которая позволяет докапываться до сути направлений.